Попытки влить свежую кровь в старый, как мир, рекламный инструмент в виде скидок и подарков покупателям делались уже не раз. В том числе эту модель переносили на технологическую основу интернета, правда, без особых концептуальных изменений.
Рекламные макеты Acid+All:
Пример «обычного» купона на скидку. Фото с сайта noks.ru |
На сайте каких-нибудь офлайновых магазинов можно скачать и распечатать купон на скидку, на информационных проектах гуртом размещаются те же купоны сразу многих магазинов. Вроде система работает, такой вариант даже вполне используется некоторыми компаниями для оценки эффективности рекламных кампаний: если люди, пришедшие по баннерам, распечатали много купонов, значит, все прошло хорошо.
Купоны в Сети, конечно, хороши тем, что проще и дешевле по изготовлению и распространению: бумагу тратить не надо, ничего печатать не нужно. Проблема, однако, в том, что пользователю совершать какие-то лишние действия по распечатке чего-то может быть просто лень, клик не сделан, человек прошел мимо, а деньги с рекламодателя все равно за размещение сняли (если речь о купонах на контент-проектах).
Недавно появившийся в США сервис ZiXXo обещает рекламодателям райские условия по распространению купонов, ибо обязуется брать деньги только в случае, если купон распечатывают или (если это купон онлайнмагазина) кликают по нему. При этом сами купоны распространяются довольно умным способом. Подписчики указывают, по каким товарам и услугам они хотели бы получать предложения со скидками, где они живут/работают и в каком радиусе должны находиться магазины, от которых они хотели бы получать купоны.
По идее это должно решить еще одну проблему, которая связана с купонами в офлайне: предложений много, слишком много, и большая их часть неинтересна человеку, ибо ехать за пятипроцентной скидкой на другой конец города мало кому охота. Посему только клинические шопперы просматривают эти объявления внимательно, остальные их быстро пролистывают, почти или совсем не обращая внимания.
Решая эту проблему, в ZiXXo рискуют впасть в другую крайность — подходящих предложений может оказаться слишком мало или не оказаться совсем. Примерно так дело и обстоит на момент старта: по многим категориям предложения просто отсутствуют. Правда, может быть, это издержки начального периода. Но тут и начинается для этого проекта самое интересное — балансирование на грани. Мало предложений — плохо, много — тоже плохо, ибо повторится та же история, что и с журналами — разбираться среди десятков предложений, приходящих каждый день, пользователи просто не станут, забудут о сервисе.
Второй узкий момент в том, что в результате своего стремления создать райские условия для рекламодателей создатели ZiXXo рискуют сами разориться. Распечатка купонов реализована там, конечно, удобно, но количество таких распечаток может оказаться не таким большим, как хотелось бы создателям. Плюс пользователей, которые станут что-то распечатывать, надо где-то брать. Скорее всего, это будут партнерские программы, так что полученные деньги придется еще делить с сайтами-партнерами. То есть вся эта затея очень завлекательно выглядит сейчас в первую очередь для рекламодателей, но, возможно, такое счастье для них будет продолжаться лишь до того момента, пока их не станет много. Пока не появится какая-никакая зависимость от этого нового инструмента распространения купонов. Далее сказка, следуя логике жизни, должна кончиться, все вернется на традиционные и простые способы размещения купонов как обычной рекламы. Или система превратится в банальную сеть партнерских программ для онлайнмагазинов.
АНТОН НЕСТЕРЕНКО
Источник: Газета «Бизнес»